Понятие позиции в Будзинкан отличается от общепринятого понимания «стойки» в боксе или, например, каратэ.
В последних, «стойка» это наиболее удобное положение тела для ведения боя, в котором исполнитель имеет максимальную степень защищенности и удобство для определенных атак. Если рассматривать стойку в этом аспекте, то чем больше арсенал приемов – тем более разнообразные должны быть стойки. Поэтому, для бокса, например, при использовании в нем только ударов руками и против одного противника, достаточно одной стойки. В каратэ, где наносят удары различными частями тела, используют броски, работают против нескольких противников, стоек уже значительно больше.

Kamae (позиция) в Будзинкан будо – это не просто положение тела, удобное для атаки и защиты. Kamae, в первую очередь – это состояние духа. Это как язык жестов, когда, например, мы, чувствуя уверенность, складываем руки на груди (положение jumonji). Как жест, kamae – естественно и индивидуально. Как жест, kamae имеет определенный рисунок, но наполненность, как жесту, так и камаэ придает исполнитель. Как обученный языку жестов человек, может сознательно скрывать свои жесты по мере тренировки для того чтобы не выдать свои истинные чувства, так и budoka по мере своего развития трансформирует свои kamae порой во внешне совершенно не выглядящие боевыми положения, но сохраняющие внутреннюю опасность для противника.

Что касается удобства атаки и защиты в kamae, то здесь справедливо все то же что выше сказано про стойки. Однако kamae в Будзинкан будо содержат еще один важный практический аспект: kamae всегда содержат в себе ловушку для противника. Это те кажущиеся открытости, бреши в защите, куда противник не может не атаковать. В самом деле, не будет же грамотный противник атаковать защищенное место. Всегда проще атаковать то место где есть пустота. Но budoka, находящийся в kamae, как раз и привык защищать эти кажущиеся слабыми места. И, если боксер вынужден делать финт, чтобы открыть своего противника, при этом противник может среагировать совсем не так, как планировал исполнитель финта, то в камаэ финт заложен изначально.

Еще важное отличие kamae от стоек заключается в том, что мы не стремимся вернуться в то же kamae, в котором находились до начала наших действий или действий противника. Одно kamae плавно и непрерывно (не значит медленно!) перетекает в другое. На протяжении всего боя budoka находится в kamae. Любой прием, любая техника – это всего лишь череда kamae. Если сравнить бой с разговором, то kamae – это буквы.

Понимание kamae очень важно для реальной жизни. Победа или поражение в жизни – это не конечная цель (видение мира как череду «побед и поражений» всего лишь детская игра, как говорит Soke). Поддерживая правильную позицию в жизни можно преодолеть любые трудности, найти свой путь и прожить счастливую жизнь.

Kamae тесно связано и с пространством, в котором мы находимся, потому как kamae – это не статика – это перемещение и изменение. В пространстве всегда есть безопасное место (и задача тренировки научиться это место чувствовать), но еще более важно, что в пространстве есть место, где мы не защищены. Двигаясь, мы должны быть в состоянии почувствоать, где находится опасное место (kyusho), дабы избегать этого места и иметь возможность направить туда противника. По словам Hatsumi-sensei, это и есть настоящее мастерство budo и не так много практикантов боевых искусств понимают это. В любой жизненной ситуации, с которой вы сталкиваетесь, где-то находится kyusho. Возможность открыть для себя это kyusho и использовать его для собственного блага – это и есть ключ к счастью и безопасности.

(c) Александр Улогов,
07.12.2011 г.