«…Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться, что он доверяет тебе.
Переходя на предметы, которые дороги для него, подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы тебя правильно поняли. В зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать — с помощью письма или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и используй любой предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о своих недостатках, не упоминая его слабые стороны — но так, чтобы он сам задумался о них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки…»
(С) Ямамото Цунетомо «Хагакурэ»
От чего зависит рост человека? Не тот что в см, а тот что во внутреннем опыте.
Начинается все с отношения к тому что мы изучаем.
Восприятие у всех разное. Именно поэтому так сложно писать о чем то — не знаешь как тебя поймут.
Для кого-то это будет пустой писаниной, для кого то глоток свежего воздуха.
На занятиях мы часто думаем о повседневных вещах.
Отвлекаемся и теряем настрой на работу.
Есть такое понятие — kokoro no kamae.
Kokoro — сердце, душа
То, какое состояние сердца у uke и tori во время выполнения техники.
Проще говоря — что на душе у человека в любой из моментов жизни.
Как мы делаем технику и что происходит когда она не получается? Что происходит когда нас что-то не устраивает на тренировке? (В жизни)
Это замечательно используют дзенские мастера в своих диалогах и наставлениях:
«Однажды летним днем воздух был такой знойный, что маленький Сен вытянул ноги и заснул, пока учителя не было.
Прошло три часа, когда, внезапно проснувшись, он услышал, как входит учитель. Но было слишком поздно. Он лежал как раз поперек дверей.
«Прошу прощения, прошу прощения», – прошептал учитель, заботливо переступая через него, как будто это был один из известных гостей.
После этого Сен никогда не спал днем»
Противоположный подход
«Самурай Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле РАЙ и АД.
– Кто ты? – спросил Хакуин.
– Самурай, – ответил Нобусигэ.
– Это ты – самурай? – воскликнул Хакуин, – какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же рожа, как у нищего!
Взбешенный воин схватился за меч.
– А? Так у тебя даже меч есть, – продолжил старый учитель. – Небось, тупой, как и ты. Таким мечом ты мне голову не срубишь.
Разгневанный воин с обнаженным мечом шагнул к старику, но тот, мягко улыбнувшись, негромко произнес:
– Вот так открываются ворота АДА.
Эти слова ошеломили Нобусигэ. Спрятав меч, он с почтением поклонился мастеру.
– А вот так открываются двери РАЯ, – сказал учитель.»
Все наши действия имеют под собой одну из двух основ
Любовь или страх.
Если глубоко поразмышлять — можно в этом убедиться.
Все это к тому что на занятиях мы можем быть намного более эффективными слушателями, deshi, uke, tori, buyu.
Скоростные техники такие завораживающие! Они привносят в тренировку раш и питают эго.
Если ты смог сделать скоростной кувырок — замечательно!
А теперь сделай его в 2,3,4 раза медленнее.
Почему-то это оказывается сложнее…
Тоже самое и с техниками.
Скоростная техника — замечательно!
А что если партнер плохо размялся или за день до этого потянул мышцу?
Скоростная техника может причинить травму. И нет, это не его проблема.
Uke доверяет свое тело tori во время техники. Когда техника изучается — не должно быть сопротивления. Uke должен понимать через тело как делается техника. Этого не будет если тело будет напряжено.
Мы учимся владеть телом, понимать его. А так же учимся понимать и владеть сердцем.
…или ты приходишь чтобы научиться драться?
26.03.2014
(с) Нистаров Иван