В чем отличие боевого искусства от спорта или тренажерки.
У каждого учителя свой подход, но основа одна.
Разные только интерпретации основных моментов:
Традиции, отношение, уважение, следование Пути
Каждый учитель/инструктор выбирает свой Путь и следует ему в той мере, в которой может и в которой его понимает.
Сначала надо найти своего учителя. Путь которого вам ближе.
Стоит обратить внимание на атмосферу в зале и отношение между членами одного додзе. Не зря говорят, что это семья.
Все придирки, обиды и критику стоит убрать.
Если человек только что пришел — он достоин уважения уже за это. Не показательного, а искреннего.
В Японии все имеет свой регламент, порядок, последовательность. Она наполнена смыслом и уважением. А так как мы изучаем японское искусство — я призываю следовать традициям.
Тренировка начинается в тот момент, когда вы входите в зал. После поклона dojo-ni-rei при входе в зал вы УЖЕ начали тренировку.
И этот поклон должен опустошать вашу чашу от эго, суждений, прошедшего дня и всего что мешает воспринять новые знания.
Градация в зале — это неотъемлемая часть тренировок
Человек с рангом выше чем у вас знает или умеет больше. У него всегда можно спросить совета.
За что-то же дают звания и уровни. Да и не важно за что. Это вопрос доверия и уважения. Все ранги присваивает ваш учитель.
Значит человек достоин этого ранга.
В случаях когда кто-то заменяет учителя — это человек который обладает теми знаниями на которые стоит обратить внимание и потренировать.
Неуважение к нему — это неуважение к учителю, а если вы не уважаете учителя — стоит найти того кого вы сможете уважать и принимать его учение.
В наш век информации слишком много. Она противоречит, совпадает или разнится в деталях.
В Японии есть такая интересная фраза «его так учили». И этот факт имеет в разы больше доверия чем «это логично». Настолько сильна традиция передачи.
Стоит запомнить правило — говорит только один.
Если объясняется техника для всех — тот кто объясняет.
Если работают в паре — тот кто поясняет детали или задает вопрос.
Важна последовательность и уважение.
Позитив так же важен, но рассказывать анекдоты во время занятия или долго беседовать — не тот Путь, который мы исповедуем (именно это слово здесь подходит больше всего). Мы здесь чтобы практиковать.
Атмосфера в зале должна напоминать не базар, а библиотеку или монастырь (кому что ближе).
Если вам нужно объяснение — крик через весь зал лишь покажет ваше плохое воспитание, не уважение ко всем кто занимается в додзё и тому кто ведет тренировку. Тогда как если вы подойдете, поклонитесь и, дождавшись ответа и получив пищу для размышлений, продолжите работу в паре — это совсем другой подход.
Когда кто-то объясняет для всех — не уважительно при этом стоять.
Если вы сделали ошибку в поведении — вас могут поправить и это замечание стоит принять с пониманием.
Даже если оно выражено в виде просьбы сделать какое-то физическое упражнение (например отжимания или приседания).
Однако важно понимать, что не все могут одергивать других. Оставьте это для Учителя и на его усмотрение (например он может попросить о таких вещах кого-то из старших учеников).
Тоже самое касается и опозданий на занятие.
Это тоже показывает отношение и это нужно понимать.
На тренировке мы часто говорим, что нужно контролировать укэ (на ком выполняют технику). Но часто забываем о контроле тори (кто выполняет технику), внутреннем самоконтроле, который испытывается на прочность порой чаще чем контроль укэ после техники.
Мы долго учим формы, движения и положения.
Это необходимо для фундамента. И играет огромную роль в любой технике! Без этой базы путь вперед закрыт.
Можно выучить формы, техники…
Уметь показать их все…
Но что если в них не будет вас? Вашего наполнения, сущности. тогда это будет пустой каркас.
Для наполнения нужно отношение и уважение.
Потом оно поможет вам выразиться в технике
Если вы не уважаете человека — ему будет не так приятно работать с вами.
Если вы не уважаете того кто ведет занятие — зачем ходить?
А если у вас есть свое мнение — это замечательно, но его стоит высказывать лично и хорошо обдумав.
Kukan (пустое пространство) между парами в зале — это аспект который требует внимания.
Столкновения при выполнении техник подсказывают над чем вам стоит работать. Ибо кроме своего партнера вы должны контролировать то что вокруг. Причем это касается как uke, так и tori.
На тренировке мы работаем в основном 1 на 1.
И внимание должно быть направленно на партнера, а так же кукан между парами во избежание столкновения и травм. Остальные пары не должны отвлекать вас от работы.
Вне зала уважение так же должно сохранятся.
Общность тех кто занимается.
Подождать всех после занятий и обсудить то что было на тренировке или просто поговорить о жизни и событиях (как раз вне додзе — это можно делать) это мелочь, но она объединяет.
23.04.2014
(С) Нистаров Иван