Посвящается всем моим друзьям из Будзинкан.
На прошлой неделе я беседовал с Soke по теме «манеры в dojo», он сказал что эти аспекты важны и с ними стоит поделиться со всеми членами Будзинкан Dojo. Сегодня (воскресенье, 10 мая 2015) он попросил меня выступить перед всеми, чтобы передать эти принципы тем кто присутствовал тогда.
Этикет в dojo может варьироваться от школы к школе, а так же от dojo к dojo, как это происходит в Будзинкан. Обычно ему учатся просто наблюдая за теми, кто знает лучше. К сожалению в настоящее время так много людей приезжают в новое Hombu dojo и, так как большинство людей приезжают впервые в это место, у них не так много хороших примеров для того чтобы наблюдать и учиться как делать те или иные вещи. Я сам часто чувствую потребность вмешаться и сыграть роль «полиции нравов (манер)». Порой я чувствую дискомфорт поступая подобным образом, но, с другой стороны, это моё dojo. Я член этого dojo, а не посетитель. На данный момент уже почти 30 лет я учусь здесь. И на самом деле это мой «долг» инструктировать посетителей о том, как стоит себя вести в моем dojo.
Когда мы обсуждали это с Soke скоро стало ясно, что он очень строго относится к этикету. Он может показаться простодушным, но с другой стороны, он ожидает хороших манер и уважает людей которые им следуют. Он правильно считает, что это не его задача учить или навязывать этикет. Как soke он должен иметь возможность просто повернуться к своему dojo, провести урок и уехать. Основные заботы о dojo, содержание и уборка должны выполняться другими. Это так же относится к таким вещам как этикет. Он сказал, что «Shihan должен заняться этим» и, благодаря моему опыту в dojo других японских искусствах, я знаю как «dojo ДОЛЖНО быть вылечено». Видимо по этой причине я «идеальный человек для того чтобы это передать».
Сегодня когда я возвращался к нему домой после тренировки он, между делом, сказал: «Как мы можем ожидать серьёзного отношения со стороны мира боевых искусств, когда наш базовый этикет в dojo настолько небрежен?».
Сегодня по просьбе soke я говорил о трёх аспектах. Возможно позже будет больше, но я думаю это хорошее начало. Ещё мне кажется, что стоит повторять это сообщение время от времени, до тех пор пока мы не достигнем отметки, когда у новых посетителей будет достаточно примеров для подражания. Таким образом это перерастёт в часть культуры нашего dojo.
Они могут показаться очень простыми… На самом деле для многих это здравый смысл. Но исходя из того, что я недавно видел в dojo, не все знают эти принципы и на них стоит указать.
1) Поклон при входе и выходе из dojo.
Поклоны при входе и выходе в любое dojo в Японии — это просто «здравый смысл». Вы так же можете наблюдать, что подобный обычай практикуют вне dojo. В таких местах как супермаркеты и универмаги. Сотрудники, когда уходят из магазина на обед или в конце рабочей смены, часто поворачиваются и делают поклон магазину прежде чем пройти через дверь. Я должен признать, что и сам порой немного ленился в старом Hombu и пренебрегал поклоном. Когда велось строительство нового dojo я упомянул об этом в разговоре с Soke, сказав, что несмотря на то что я был порой ленив, я создал себе новое правило после открытия нового Hombu. Тогда у нас была долгая дискуссия по этому поводу, которая возобновилась на прошлой неделе. Он сказал, что поклон при входе в dojo необходим чтобы показать уважение к dojo. Для Sensei поклониться дважды не будет плохим тоном: один раз у входа в здание и ещё один раз перед входом в зону dojo (с tatami). Однако после некоторой дискуссии он признал, что у главного входа поклон по желанию, но поклон при входе в главную зону тренировок (на tatami) — необходим.
Как только вы перешли порог, остановитесь, подождите, поклонитесь, остановитесь снова… затем входите в dojo. В этот момент вы оставляете внешний мир за собой и переходите в «режим тренировки». Тоже самое когда уходите.. Остановитесь и поклонитесь. Уделите время осознанию тому факту, что вы вышли оттуда благополучно и готовы вернуться назад в реальный мир.
Это необходимо только когда вы приходите и уходите. Если вам нужно подойти к своим вещам или воспользоваться туалетом, вам не обязательно кланяться каждый раз. Только когда переключаетесь между «тренировочным режимом» и «режимом вне dojo, внешним».
2) Обувь у входа
Принцип основан на простой идеи, что «внутри — это внутри, а снаружи — это снаружи… и эти два места надо разделять». Когда мы тренируемся в dojo, мы носим обувь для помещения… обычно это tabi. Tabi для помещения могут иметь подошву из хлопка или кожи. Tabi с резиновой подошвой, известные также как «jikatabi», предназначены для улицы и никогда не должны использоваться в dojo! Обувь для помещений — используется в помещениях, а обувь для улицы — используется ТОЛЬКО на улице. Границей служит деревянные доски на полу у «genkan» (входа). Деревянные доски — это УЖЕ зал.
Несколько недель назад я приехал и обнаружил кучу обуви НА досках!
Если вы носите tabi (для зала), не выходите наружу и не пачкайте подошвы, не надо нести грязь внутрь. Если вы хотите прокрасться наружу для быстрого перекура — пожалуйста, оденьте уличную обувь!
Повторюсь, как только ваши tabi побывали снаружи, пожалуйста, не несите грязь назад в dojo! И не наступайте из обуви на (уличный) пол, а затем уже в зал. Наступайте сразу в зону зала из обуви! Зона для всего этого в новом Hombu немного маловата и, порой, у вас может не остаться выбора кроме как наступить разок на уличный пол. Порой ничего не поделаешь, но, пожалуйста, приложите все усилия чтобы этого избежать.
3) Стена Shomen
Shomen содержит «kamiza». Kamiza считается священной частью dojo и к ней нужно относится с уважением. Это не место для складывания личных вещей. Ничто, кроме предметов относящихся к ней, не должно находится на полке.
Под kamiza в новом Hombu имеется своего рода углубление с деревянным полом. Она используется как маленькая выставочная зона для статуэток и подобного. Но она должна рассматриваться как полка для святынь. Это не место для сумок, напитков… и уж точно не для того, чтобы бы по нему ходить стоять или сидеть. Вообще вся фронтальная стена предполагает подобное отношение. В новом dojo по бокам от зоны, упомянутой выше, занимают шкафы для хранения тренировочного оружия, но даже в старом dojo, где было немного места по бокам, правило было тем же — не оставлять никаких личных вещей у фронтальной стены. По боковым стенам — разрешено, но не у фронтальной, которая расценивается как продолжение kamiza.
Принципы, указанные выше, были упомянуты мной на уроке, но я хотел бы добавить ещё несколько — некоторые вещи, которые я заметил сегодня, и о которых я считаю, стоит упомянуть:
Во-первых, когда показывают технику в центре dojo, пожалуйста, осмотритесь что вокруг вас и позаботьтесь об окружающих, которые тоже пытаются увидеть, что демонстрируется. Если вы стоите прямо у стены и за вами никого нет, конечно продолжайте стоять. Но если вы оглянитесь через своё плечо и обнаружите, что стоящим за вами плохо видно, пожалуйста, наклонитесь немного вперёд или присядьте на колено, чтобы они могли все видеть через вас.
Сегодня я был переводчиком, поэтому я обычно стараюсь быть немного ближе к Soke. Я никогда не стою сзади, а всегда сижу на коленях спереди. Даже в этом случае были люди стоящие передо мной. Повнимательней, пожалуйста!
Во-вторых, если вы используете тренировочное оружия из dojo в течении тренировки: rokushakubo, hanbo, fukuro shinai и другие, пожалуйста по окончании урока положите их туда же откуда взяли. Кто-то всегда пылесосит пол после тренировки (кстати добровольцам в этом деле всегда рады!). Это не их работа, так что уберите за собой оружие после занятия!
В любом случае я просто хотел поделиться деталями того, что было сказано сегодня в hombu. Надеюсь это так же поможет повысить компетентность людей в вопросе этикета, которые, возможно, посетят dojo в будущем.
(С) 2015.05.10
Mark Lithgow